top.mail.ru Детективы - Чудо-Город
 
Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: AngelWolf  
Чудо-Город » Хобби, увлечения » Литература » Детективы (Книжные, а не с экрана :))))
Детективы
ЧеловекДата: Четверг, 12.02.2009, 06:58 | Сообщение # 1


Ветеран
Группа: Администраторы
Сообщений: 2945
Награды: 16
Статус: Покинул Чудо-Город
Город: Омск
Зарегистрирован: 23.01.2009
Детекти́в (англ. detective, от лат. detego — раскрываю, разоблачаю) — жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающимся победой справедливости.

Определение

Основной признак детектива как жанра — наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие — это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными (так, в «Записках о Шерлоке Холмсе», безусловно, относящихся к жанру детектива, в пяти рассказах из восемнадцати преступлений нет).

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам (полицейский роман и т. д.).

Особенности жанра

Важное свойство классического детектива — полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы — найдены ответы.

Ещё несколько признаков классического детектива в совокупности были названы Н. Н. Вольским гипердетерминированностью мира детектива («мир детектива значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь»):
Обыденность обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны и хорошо известны читателю (во всяком случае, сам читатель полагает, что уверенно в них ориентируется). Благодаря этому читателю изначально очевидно, что из описываемого является обычным, а что — странным, выходящим за рамки.
Стереотипность поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их психология и поведенческие модели достаточно прозрачны, предсказуемы, а если они имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю. Также стереотипны мотивы действий (в том числе — мотивы преступления) персонажей.
Существование априорных правил построения сюжета, не всегда соответствующих реальной жизни. Так, например, в классическом детективе рассказчик и сыщик в принципе не могут оказаться преступниками.

Данный набор особенностей сужает поле возможных логических построений на основании известных фактов, облегчая читателю их анализ. Впрочем, не все поджанры детектива в точности следуют данным правилам.

Отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив — недопустимость случайных ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена — свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.

Типичные персонажи

Сыщик — непосредственно занимается расследованием. В качестве сыщика могут выступать самые разные люди: служащие правоохранительных органов, частные детективы, родственники, друзья, знакомые пострадавших, иногда — совершенно случайные люди. Сыщик не может оказаться преступником. Фигура сыщика — центральная в детективе.
Сыщик-профессионал — работник правоохранительных органов. Может быть экспертом очень высокого уровня, а может — и обычным, каких много, работником полиции. Во втором случае в сложных ситуациях иногда обращается за советом к консультанту (см. ниже).
Частный детектив — для него расследование преступлений — основная работа, но он не служит в полиции, хотя может быть полицейским в отставке. Как правило, имеет чрезвычайно высокую квалификацию, деятелен и энергичен. Чаще всего частный детектив становится центральной фигурой, а для подчёркивания его качеств в действие могут вводиться сыщики-профессионалы, которые постоянно делают ошибки, поддаются на провокации преступника, встают на ложный след и подозревают невиновных. Используется противопоставление «одинокий герой против бюрократической организации и её чиновников», в котором симпатии автора и читателя оказываются на стороне героя.
Сыщик-любитель — то же самое, что и частный детектив, с той лишь разницей, что расследование преступлений для него — не профессия, а хобби, к которому он обращается лишь время от времени. Отдельный подвид сыщика-любителя — случайный человек, никогда не занимавшийся подобной деятельностью, но вынужденный вести расследование в силу острой необходимости, например, чтобы спасти несправедливо обвинённого близкого человека или отвести подозрение от себя. Сыщик-любитель приближает расследование к читателю, позволяет создать у него впечатление, что «я тоже мог бы в этом разобраться». Одна из условностей серий детективов с сыщиками-любителями (вроде мисс Марпл) — в реальной жизни человеку, если он не занимается расследованием преступлений профессионально, вряд ли встретится такое количество преступлений и загадочных происшествий.
Преступник — совершает преступление, заметает следы, пытается противодействовать следствию. В классическом детективе фигура преступника явно обозначается лишь в конце расследования, до этого момента преступник может быть свидетелем, подозреваемым или потерпевшим. Иногда действия преступника описываются и по ходу основного действия, но таким образом, чтобы не раскрыть его личность и не сообщить читателю сведений, которые нельзя было бы получить в ходе расследования из других источников.
Потерпевший — тот, против кого направлено преступление или тот, кто пострадал в результате загадочного происшествия. Один из стандартных вариантов развязки детектива — потерпевший сам оказывается преступником.
Свидетель — лицо, обладающее какими-либо сведениями о предмете расследования. Преступник нередко впервые показывается в описании расследования как один из свидетелей.
Компаньон сыщика — человек, постоянно находящийся в контакте с сыщиком, участвующий в расследовании, но не обладающий способностями и знаниями сыщика. Он может оказывать техническую помощь в расследовании, но главная его задача — более выпукло показать выдающиеся способности сыщика на фоне среднего уровня обычного человека. Кроме того, компаньон нужен, чтобы задавать сыщику вопросы и выслушивать его объяснения, давая читателю возможность проследить ход мыслей сыщика и обращая внимание на отдельные моменты, которые сам читатель мог бы упустить. Классические примеры таких компаньонов — доктор Уотсон у Конан Дойля и Артур Гастингс у Агаты Кристи.
Консультант — человек, обладающий выраженными способностями к ведению расследования, но сам в нём непосредственно не участвующий. В детективах, где выделяется отдельная фигура консультанта, она может являться главной (например, журналист Ксенофонтов в детективных рассказах Виктора Пронина), а может оказаться просто эпизодически советчиком (например, учитель сыщика, к которому тот обращается за помощью).
Помощник — сам не ведёт расследования, но обеспечивает сыщика и/или консультанта сведениями, которые добывает сам. Например, эксперт-криминалист.
Подозреваемый — по ходу расследования возникает предположение, что именно он совершил преступление. С подозреваемыми авторы поступают по-разному, один из часто практикуемых принципов — «ни один из сразу заподозренных не является настоящим преступником», то есть все, кто попадает под подозрение оказываются невиновными, а настоящим преступником оказывается тот, кого ни в чём не подозревали. Впрочем, данному принципу следуют далеко не все авторы. В детективах Агаты Кристи, например, мисс Марпл неоднократно говорит, что «в жизни обычно именно тот, кого заподозрили первым, и есть преступник».

История детектива

Первыми произведениями детективного жанра обычно считаются рассказы Эдгара По, написанные в 1840-х, но элементы детектива использовались многими авторами и ранее. Например, в романе Уильяма Годвина [1756-1836] «Приключения Калеба Вильямса» (1794) один из центральных героев — сыщик-любитель. Большое влияние на развитие детективной литературы также оказали «Записки» Э. Видока, опубликованные в 1828. Однако именно Эдгар По создал, по словам Еремея Парнова, первого Великого Сыщика — сыщика-любителя Дюпена из рассказа «Убийство на улице Морг». Дюпен впоследствии породил Шерлока Холмса и патера Брауна (Честертон), Лекока (Габорио) и мистера Каффа (Уилки Коллинз). Именно Эдгар По ввёл в сюжет детектива идею соперничества в раскрытии преступления между частным сыщиком и официальной полицией, в котором частный сыщик, как правило, берёт верх.

Детективный жанр становится популярным в Англии после выхода романов У. Коллинза «Женщина в белом» (1860) и «Лунный камень» (1868). В романах «Рука Уайлдера» (1869) и «Шах и мат» (1871) ирландского писателя Ш. Ле Фаню детектив сочетается с готическим романом. Основоположником французского детектива является Э. Габорио — автор серии романов о сыщике Лекоке. Стивенсон подражал Габорио в своих детективных рассказах (особенно в «Бриллианте раджи»).

Информация взята из Википедии

Комментарий от себя: вот вы читаете детективы? И как часто? А каких авторов? Какой стиль детективов вам больше всего нравится? Есть любимый авто/авторы? Любимый персонаж?


Шансы есть всегда. Даже, когда их нет (С)
Некоторые думают, что футбол - это вопрос жизни и смерти. Они ошибаются. Футбол намного важнее (С)
 
ФрикерДата: Четверг, 12.02.2009, 22:11 | Сообщение # 2


Активный участник
Группа: Проверенные
Сообщений: 261
Награды: 1
Статус: Покинул Чудо-Город
Город: Ульяновск
Зарегистрирован: 23.01.2009
раньше любила читать, а щас не нрава...Донцова, Акулин.
 
ЧеловекДата: Пятница, 13.02.2009, 02:15 | Сообщение # 3


Ветеран
Группа: Администраторы
Сообщений: 2945
Награды: 16
Статус: Покинул Чудо-Город
Город: Омск
Зарегистрирован: 23.01.2009
Я раньше тоже очень много читал. Практически всего "Шерлока Холмса" прочел, очень нравилось. Агаты Кристи детективы нравятся.

Шансы есть всегда. Даже, когда их нет (С)
Некоторые думают, что футбол - это вопрос жизни и смерти. Они ошибаются. Футбол намного важнее (С)
 
MomoДата: Пятница, 13.02.2009, 18:41 | Сообщение # 4


Активный участник
Группа: Проверенные
Сообщений: 380
Статус: Покинул Чудо-Город
Зарегистрирован: 04.02.2009
Детективы Адрея Белянина.
:) Не занудные, а прикольные :)
И еще Машина - призрак. а вот автора не помню
 
El_TigreДата: Пятница, 13.02.2009, 19:42 | Сообщение # 5


Старожил
Группа: Администраторы
Сообщений: 1142
Награды: 6
Статус: Покинул Чудо-Город
Город: Ленинск-Кузнецкий
Зарегистрирован: 12.01.2009
Quote (Momo)
Машина - призрак.

Может Трамвай-Призрак :D
А про машину я вроде что-то читал... Не помню... Но название точно знакомое. Про что там?


Даешь налог на аватар!
 
MomoДата: Пятница, 13.02.2009, 20:05 | Сообщение # 6


Активный участник
Группа: Проверенные
Сообщений: 380
Статус: Покинул Чудо-Город
Зарегистрирован: 04.02.2009
Quote (El_Tigre)
Может Трамвай-Призрак

неа :D
Quote (El_Tigre)
Про что там?

Нуу... там трое подростков решают проблему с пропавшим автомобилем.
И оказывается что воришкой был человек, на которого подозрения вообще не падали :)
 
El_TigreДата: Пятница, 13.02.2009, 20:06 | Сообщение # 7


Старожил
Группа: Администраторы
Сообщений: 1142
Награды: 6
Статус: Покинул Чудо-Город
Город: Ленинск-Кузнецкий
Зарегистрирован: 12.01.2009
Quote (Momo)
Нуу... там трое подростков решают проблему с пропавшим автомобилем.

Блин, точно читал... Но не могу вспомнить... %)
Quote (Momo)
И оказывается что воришкой был человек, на которого подозрения вообще не падали

Закон жанра :)


Даешь налог на аватар!
 
ЧеловекДата: Суббота, 14.02.2009, 04:01 | Сообщение # 8


Ветеран
Группа: Администраторы
Сообщений: 2945
Награды: 16
Статус: Покинул Чудо-Город
Город: Омск
Зарегистрирован: 23.01.2009
Quote (Momo)
Нуу... там трое подростков решают проблему с пропавшим автомобилем. И оказывается что воришкой был человек, на которого подозрения вообще не падали

Quote (El_Tigre)
Блин, точно читал... Но не могу вспомнить...

А вот я точно не читал :D

Мне как-то довелось прочитать небольшую заметку (вступление к книге с детективами Чейза) о сравнении английского и американского стилей написания детективов. Автор говорил о том, что при едином языке написания, это чуть ли не два разных жанра.
В английских детективах обычно упор сделан на мыслительный процесс сыщика, постепенный сбор мозайки, удивительные логические цепочки, которые приводят к решению задачи, разгадка обычно совершенно неожиданная. Все произведение напоминает решение большой и очень сложной головомки. Главный "разгадывающий" обычно является в большей степени аналитиком, который в какие-либо схватки с преступниками обычно не вступает, да и не смог бы полноценно противостоять. Развитие сюжета обычно не острое (кроме отдельных эпиходов), плавное.
В американских же детективах, по мнению того автора (имя его напрочь забыл, читал эту заметку много лет назад, более десяти, по-моему), упор делается на остросюжетность, эти детективы можно было бы назвать стыком двух жанров - детектива и приключения (это уже я от себя интерпретирую так ту заметку), сложная головоломка тут совершенно необязательно, а главный герой-сыщик обычно является человеком, который сам бросается в авантюры, способен вступать в бой с преступниками, что и делает, собственно. Сюжет очень динамичен, с постоянными резкими поворотами.

Естественно, что не один стандарт неспособен охватить все, что есть. И он беднее реальности так или иначе. Наверняка можно найти детективы английских авторов, которые подходят под описание американского стиля их написания, и наоборот. Но мне показалось, когда я читал, что рациональное звено здесь есть. А вы как думаете?

Что до меня, то мне больше нравится... как думаете, какой стиль? :)


Шансы есть всегда. Даже, когда их нет (С)
Некоторые думают, что футбол - это вопрос жизни и смерти. Они ошибаются. Футбол намного важнее (С)
 
MomoДата: Суббота, 14.02.2009, 08:59 | Сообщение # 9


Активный участник
Группа: Проверенные
Сообщений: 380
Статус: Покинул Чудо-Город
Зарегистрирован: 04.02.2009
Вот, нашел. Жорж Байяр.
Мишель и машина - призрак :)
Частое слово упоминаемое в этом детективе это - мьсе :)
 
ЧеловекДата: Суббота, 14.02.2009, 14:49 | Сообщение # 10


Ветеран
Группа: Администраторы
Сообщений: 2945
Награды: 16
Статус: Покинул Чудо-Город
Город: Омск
Зарегистрирован: 23.01.2009
Quote (Momo)
Частое слово упоминаемое в этом детективе это - мьсе

А это ты к чему?


Шансы есть всегда. Даже, когда их нет (С)
Некоторые думают, что футбол - это вопрос жизни и смерти. Они ошибаются. Футбол намного важнее (С)
 
MomoДата: Суббота, 14.02.2009, 15:19 | Сообщение # 11


Активный участник
Группа: Проверенные
Сообщений: 380
Статус: Покинул Чудо-Город
Зарегистрирован: 04.02.2009
Quote (Человек)
А это ты к чему?

Ну, чтобы легче было вспомнить :) :)
 
ЧеловекДата: Суббота, 14.02.2009, 15:27 | Сообщение # 12


Ветеран
Группа: Администраторы
Сообщений: 2945
Награды: 16
Статус: Покинул Чудо-Город
Город: Омск
Зарегистрирован: 23.01.2009
Quote (Momo)
Частое слово упоминаемое в этом детективе это - мьсе

Хм... А там именно "мьсе"? Не "месье"? Странное слово, никогда не видел такого...


Шансы есть всегда. Даже, когда их нет (С)
Некоторые думают, что футбол - это вопрос жизни и смерти. Они ошибаются. Футбол намного важнее (С)
 
MomoДата: Суббота, 14.02.2009, 15:35 | Сообщение # 13


Активный участник
Группа: Проверенные
Сообщений: 380
Статус: Покинул Чудо-Город
Зарегистрирован: 04.02.2009
ага, именно так.
Я сам поразился поначалу.
Это старое французкое слово, которое сейчас не употребляют. Обозначает то же самое, что и "месье".
 
ЧеловекДата: Четверг, 26.02.2009, 13:20 | Сообщение # 14


Ветеран
Группа: Администраторы
Сообщений: 2945
Награды: 16
Статус: Покинул Чудо-Город
Город: Омск
Зарегистрирован: 23.01.2009
А кто что думает о том, что я выше писал про статью об американском и английском стилях написания детективов?

Шансы есть всегда. Даже, когда их нет (С)
Некоторые думают, что футбол - это вопрос жизни и смерти. Они ошибаются. Футбол намного важнее (С)
 
El_TigreДата: Пятница, 27.02.2009, 12:00 | Сообщение # 15


Старожил
Группа: Администраторы
Сообщений: 1142
Награды: 6
Статус: Покинул Чудо-Город
Город: Ленинск-Кузнецкий
Зарегистрирован: 12.01.2009
Quote (Momo)
Вот, нашел. Жорж Байяр.
Мишель и машина - призрак

Читал yes И другие про Мишеля читал. Особенно понравилась про озеро, на дне которого клад был ( не помню названия)
Quote (Человек)
Мне как-то довелось прочитать небольшую заметку (вступление к книге с детективами Чейза) о сравнении английского и американского стилей написания детективов. Автор говорил о том, что при едином языке написания, это чуть ли не два разных жанра.

Не знаю... Не обращал никогда внимания. Или примеров подходящих не наблюдал. Но все это на стереотип похоже слишком... Но даже если это так, то мне оба "жанра" нравятся yes


Даешь налог на аватар!
 
ЧеловекДата: Пятница, 27.02.2009, 16:17 | Сообщение # 16


Ветеран
Группа: Администраторы
Сообщений: 2945
Награды: 16
Статус: Покинул Чудо-Город
Город: Омск
Зарегистрирован: 23.01.2009
Quote (El_Tigre)
Не знаю... Не обращал никогда внимания. Или примеров подходящих не наблюдал. Но все это на стереотип похоже слишком... Но даже если это так, то мне оба "жанра" нравятся

Вот здесь мне кажется, что стеоритипизация не стольк велика, как ты думаешь. Хотя это отнюдь необязательно, что я прав, понятное дело. Ты читал детективы Джеймса Хедли Чейза и Агаты Кристи?


Шансы есть всегда. Даже, когда их нет (С)
Некоторые думают, что футбол - это вопрос жизни и смерти. Они ошибаются. Футбол намного важнее (С)
 
TrulliДата: Понедельник, 06.04.2009, 09:10 | Сообщение # 17


Участник
Группа: Проверенные
Сообщений: 129
Статус: Покинул Чудо-Город
Город: Ленинск-Кузнецкий
Зарегистрирован: 12.03.2009
Давно брал в библиотеке книжки серии "Детский Детектив". Про Мишеля книжки, про Трех Сыщиков, еще вроде какие то были. Шерлока Холмса прочитал всего - Конан Дойль весь есть в домашней библиотеке. Про Ниро Вульфа парочку книжек прочел. У Агаты Кристи и Чейза кое-что. Мож еще какие, все не вспомнить. Считаю, что Шерлок Холмс - шедевр в жанре детективов. Регулярно самые интересные рассказы и повести перечитываю.
А вот "новый русский детектив" как-то вообще не нравится. Вот совсем :)


 
Чудо-Город » Хобби, увлечения » Литература » Детективы (Книжные, а не с экрана :))))
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Рейтинг@Mail.ru
Copyright El Tigre Russian Fan Site © 2009 - 2020Дизайн от Web Alchemy